Не так давно в прокат на Руси вышел фильм Викинг.
Скажу сразу и честно: не ходила, не смотрела. Мне вполне хватило сопоставить название, трейлер и сюжет, чтобы адекватно оценить обстановку и понять, что тратить на это деньги не стоит. Видят боги, их и без того не особо много.
Я посмотрела обзор.
Обычно я стараюсь не смотреть, не читать ничего, на что собираюсь сходить. Чтобы потом честно оценить обстановку, да.
Но вот это - исключение. То есть, в силу некоторых причин я таки его глянуть собираюсь, но едва ли просмотр существенно сдвинет мою оценку в сторону плюса.
Обзор можно глянуть по ссылке. Тык.
Чувак очень прикольный, обзоры делает хорошо, подходит к ним с душой. Вообще, он тот самый редкий случай, когда мое мнение с его совпадает процентов на девяносто. Вот сейчас я пытаюсь вспомнить разногласия, и не нахожу их. Хотя я более чем уверена, что они таки должны быть.

Так, собственно, чего ради я пост затеяла-то.
Сам Владимир.
Я абсолютно не шучу, когда заявляю, что моими любимыми царями вестеРусскими были, собственно, сам Владимир (который еще не царь, а вполне себе князь, но не суть) да Иван Грозный. Потому что в свое время эти ребята творили много всякого разного чудесатого. Иван Грозный, например, начинал вполне себе неплохо, с реформ и завоеваний. А потом малость съехал с катушек и началось. Впрочем, при царской-то жизни - не удивительно. А я-то на первых порах все гадала, кого мне напоминает Эйерис II.
Помнится, историк и писатель Морис Дрюон в первой книге своих "Проклятых королей" о Филиппе IV Красивом писал следующее: "При его правлении Франция была могущественнейшей державой, а французы - несчастнейшими из людей". Что, в принципе, в условиях средневековья вполне себе логично. Хочешь добиться власти и подчинения - держи людей в ежовых рукавицах. С Владимиром та же история.
Захотел себе единое сильное государство, у которого неплохой торговый путь, сильное воинство и земли не сказать, чтобы самые бедные? Создал. Правда, в будущем аукнулось Владимиру то, через что он, собственно, некоторые свои союзы и заключал (я сейчас про браки говорю). Учитывая, сколь неуемна была эээ..либидозная энергия конкретно этого взятого великого князя, неудивительно, что его многочисленные отпрыски сначала каждый себе кусок от отцовского царства оттяпал, а потом они еще и друг друга затейливо поубивали. Среди убитых были, кстати, первые русские братья Марио святые - Борис и Глеб, которые отличились только тем, что были выпилены в юном возрасте.

А начиналось все с девицы Рогнеды и города Полоцка...
Ситуация была такова: был город Полоцк и окружавшее его Полоцкое княжество, которое держало под контролем знаменитый торговый путь "Из Варяг в Греки". Был в том городе князь, Роговолд и дочь его Рогнеда. К Рогнеде пришли свататься два брата-акробата Ярополк и Владимир. Деве не повезло только тем, что она сказала в присутствие послов от Владимира о нем же, что "не хочу розути робичича", что послы справедливо сочли оскорблением для своего князя. Перевод со старорусского: разувать рабское отродье не желаю. Свадебный обряд такой был. По мнению всех, кому не лень, именно это послужило поводом для последующего взятия Владимиром Полоцка и того треша, угара и содомии, что творилась после взятия. Собственно, повод он и в Африке повод. А причина виде важного торгового пути почему-то в расчет не берется. Мол, все Рогнеда виновата.
В целом, конечно, да, виновата. Выбери она Владимира, Полоцкое княжество ушло бы ему под контроль безо всякой крови. Но кто ж знал, что Владимир такой суровый и серьезный парень?
Так вот, город Полоцк захватили, отца и мать Рогнеды Владимир убил, после чего её малость снасильничал почти на трупах. Такая вот жутенькая мстя.
Потом он её, конечно, в жены взял, но Владимир много кого в жены брал, а Рогнеда - политическая необходимость. Ну что-то вроде того, как в Шреке лорд Фаркуад хочет жениться на принцессе, дабы стать принцем. Только Рогнеда ему быстро надоела. Заделав ей сына, Изяслава, Владимир удалился в Киев, а жену сплавил в деревеньку под Киев, чтобы не отсвечивала и кислой миной не мешала пировать да насиловать.
Сказать нравилась ли новоиспеченной Великой княжне такая жизнь сложно. Но я попробую. Скорее всего не нравилась. Потому что злой Владимир мало того, что отца и мать убил, так еще и обрюхатил, а после и вовсе выставил из дворца, как кошку приблудную. Ни тебе пользы от статуса Великой княгини, ни особой радости в жизни. Дорогой дневник, день как-то не задался...
Как бы то ни было, лет десять Рогнеда молча если и роняет слезы, то только в подушку в своей спальне.
Владимир тем временем заводит себе новых жен, новых наложниц, творит всякое в излюбленной своей манере. В общем, несет в мир свет, добро православие. Ладно, православие еще нет.
Волей случая Владимир прибывает к Рогнеде, а та, недолго думая, после пламенной ночи не то, чтобы любви, хочет Владимира убить. Ругать её за это желание, мягко говоря, сложно. Однако то ли Владимир обладал паучьим чутьем, то ли Рогнеда была слишком уж неловко, но Владимир просыпается и замысел не удается. От казни Рогнеду избавляет маленький сын, а во Владимире то ли совесть проснулась, то ли просто он углядел в этом новый политический замысел. Полоцк возвращается детям Рогнеды, Владимир даже с ней мирится, насколько это возможно, и до крещения они живут вполне себе мирно. По крайней мере, больше попыток покушения на княжескую жизнь в летописях нет.
Вот здесь начинается вторая странность. То есть, она началась еще выше, на моменте покушения. Рогнеде почему-то приписывают ревность и убийство именно из ревности. А это...нуу... я столько не выпью, да.

То есть, я конечно люблю нон-кон, всей своей душой люблю. Нон-кон и Стокгольмский синдром - наше все. Только я вот понимаю, что в реальной жизни испытывать добрые чувства к насильнику без достаточной степени ебанутости как минимум трудно. Особенно если положение осложняется тем, что насильник убил отца и мать, с которыми Рогнеда была в хороших отношениях (взять хотя бы тот момент, что отец спрашивает дочь, за кого её выдать, а не велит своею княжеской волей). Ну и до кучи оскорбляет её при всем честном народе: шутка ли, что Великой Княгине вход в покои Великого Князя заказан? Откуда там взяться любви или хотя бы ревности, что, как известно, её прямое порождение?
Впрочем, когда в дело вмешивается политика, даже личные тонкие чувства могут отойти на второй план. Вон, Рогнеда с Владимиром настолько замирились, что ажно еще детей наделали. Их количество как-то слишком велико, чтобы быть правдой (при количестве жен и наложниц у последнего), но большинство историков сходятся на том, что по крайней мере двое сыновей у них было. Один - Изяслав, а второй - Ярослав, который Мудрый.
Как-то так.

А когда, как писал Алексей Константинович Толстой, в славном городе Корсунь "настала, как есть, христианам беда - приехал Владимир креститься!", Великий Князь дал Рогнеде отставку, аргументируя это тем, что у христиан только одна жена, Рогнеда, недолго думая, ушла в монастырь. Или не ушла. Об этом до сих пор спорят. Но на политической арене она больше не появляется, передав власть сыновьям, которые владели Полоцком не столько как дети Владимира, сколько как потомки Рогволда.

Такие дела.