Так вот, спорила я, что прочту эту книгу за неделю. Не прочла. Но даже не в этом дело.
Для этой книги я еще, видимо, не доросла: она про войну, про первую мировую и последующую гражданскую. Читала я её урывками, где-то перебивалась кратким содержанием, поэтому результат, как таковой, очень плачевный. Но я её обязательно перечитаю. Лет через пять, может быть, тогда пойму.
Идея книги, не смотря на скуку, мне не то, чтобы нравится, она мне понятна и близка. Такие книги нужно писать, такие книги развивают. Литература во все времена была востребована, когда она обличала проблемы общества, беду общества, его горе и пороки, его надежды и чаяния.
Сейчас, видимо, настало то время, когда начинаются... перемены, что ли. Но что-то начинается. По мне, так это гибель цивилизации.
Если вспомнить теорию о том, что наше общество развивается по спирали, то мы подошли к моменту распада Римской Империи. Сейчас объясню, почему: Римская Империя ассоциируется у нас с мощью и величием, она была огромной. Для своего времени Р.И. - венец всего, финишная точка прогресса. Она стала слишком могущественной, слишком богатой, а потому и развалилась. Напомню так же, что после развала Р.И. наступили темные времена - средневековье, "и многое было забыто из того, чего забывать не следовало". Да, цитата из Властелина Колец, однако же она, на мой взгляд, подходит сюда как нельзя лучше.
Мы сейчас стоим на точно таком же пороге развала. Если тогда самой большой и могущественной страной была Р.И., то сейчас - Россия и Америка. Но дело даже не в территориях и прочем. Дело - в обществе. Мы откровенно зажрались. У нас есть все, о чем мы можем мечтать, вместо каких-то открытий, мы гоняемся за модой, совершенствуем нашу технику. Да, мы не используем труд рабов, в технологиях ушли дальше, однако сходство-то есть. Неужели его никто не замечает?
Нас стоит погрузить в пучину темных времен, устроить крах нынешней господствующей цивилизации. Может быть, в следующий раз повезет больше, и основным пороком станет не потребительство, а нечто другое. Но обязательно станет: общество развивается циклично. Всегда будут наблюдаться подобные подъемы и спады. Возможно, в следующий раз ведущей страной окажется какая-нибудь Африканская глубинка, кто знает?
Но факт в том, что наша цивилизация подошла к своей критической точке, к своему потолку. Что-то следует разрушить, дабы построить новое.
Впрочем, я отвлеклась.
Так вот, не смотря на то, что Тихий Дон я пока считаю не совсем моим романом, он меня все же, хотя бы своей идеей, зацепил. Не скажу, что открыла для себя что-то новое: метания Григория между белыми и красными, любовный треугольник между ним, Натальей и Аксиньей, они, в принципе, сказали то, что я и так уже знала. Первое: что мирный народ никогда не хочет войны. Да, бывают всякие отщепенцы, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь порезать (Митька Коршунов), но в общем и целом, война - это следствие решений политической элиты, которая хочет новой власти, новых земель, новых богатств. Второе более прозаичное: путь к сердцу мужчины, он, конечно, через желудок, может, и лежит, однако в постели бревнышком быть не стоит.
Но самое важное не это. Катарсис произошел на последней главе, когда Григорий возвращается домой.
Я уже не раз писала, что если мне нравится то, что происходит в книге или на экране, то оно воспринимается очень ярко. Особенно, если это книга - моя фантазия рисует эпизоды сама.
Так вот, война действительно страшная вещь. Я понимаю, что я не абы какую мудрую мыслю сейчас высказала, но страшны, наверное, даже не бои. Страшно, это когда ты возвращаешься домой, в свой родной край, который помнишь с детства ярким и цветущим, полным красоты и жизни, а видишь лишь развалины. Видишь разрушенные дома, видишь, что никого почти и не осталось. Ни соседей, ни твоей семьи, что все подчистую разрушено.
Автор оставил Григорию сына, как надежду на лучшее будущее. Возможно, с подобной же целью он оставил ему и Дуняшку - не стоит забывать о прошлом. Даже не смотря на то, что его уничтожили, оно будет с тобой, только тебе решать, забудешь ли ты его окончательно и начнешь новую жизнь, или извлечешь урок из того, что было.
В конце концов, Григорий понял все правильно: что белые, что красные, все одно. Дайте нам свой угол, да труд, достойными плодами которого мы будем жить, тогда настанет мир во всем мире.
Но пока так думают не все, человечеству такой мир не грозит. Ему, по-моему, грозит не такая уж и далекая гибель.

''What are you talking about? America's not gonna be destroyed!''
''Never? Rome was destroyed. Greece was destroyed. Persia was destroyed. Spain was destroyed. All great countries are destroyed. Why not yours? How much longer do you think your country will last? Forever?''

Rise Against - Survivor Guilt